Как перестать заикаться при разговоре. причины и лечение заикания

Как именно лечится?

Как отучить ребенка заикаться, что нужно сделать, чтобы говорить не заикаясь и не запинаясь, как быстро избавиться от заикания и запинания в речи подростку и вылечиться взрослому человеку?

Выбор методики лечения речевого дефекта основывается на индивидуальных характеристиках человека, его возрасте, а также степени и форме болезни. Ниже будет представлено описание методик лечения заболевания.

Логопедические занятия с ребенком и этапы коррекции

Как справиться с заиканием, преодолеть проблему, отучиться заикаться? Существует огромное множество авторских методик для борьбы с данным речевым дефектом.

Самая знаменитая из них — методика врача Смирновой. Суть лечения такова: логопед проводит с заикающимся ребенком по 20 минут занятий в день (желательно в утреннее время) в игровой форме.

Занятия должны начинаться с проведения разминки для кистей рук. Затем происходит расслабление мышечного тонуса, развивается двигательная и речевая координация, а в последнюю очередь развивается чувство ритма и темпа.

Стоит отметить, что данная методика коррекции, устранения и преодоления заикания практикуется только на детях дошкольного возраста.

Психологический и психотерапевтический подход

Как бороться с заиканием у взрослых, излечить у подростка? Одним из способов избавления от заболевания является гипноз. С давних времен ему уделяют отдельное место в борьбе с недугом.

Во время проведения процедуры человеку гипнозом снимают спазм речи. Гипноз не помогает избавиться от заикания полностью, а лишь не утратить полученный результат.

Медикаментозные средства

Специалисты утверждают, что для того чтобы лечение было наиболее эффективным, необходимо принимать лекарственные препараты: Фенибут, Афобазол, Нейробион, Эглонил, Цитолопрам.

Точные названия таблеток и дозы должен назначить врач. Не занимайтесь самолечением!

Борьба с применением различных сигналов и токов

Как еще побороть и устранить заикание? Лечение пациента с применением различных сигналов и токов затормаживает процесс заикания. Одним из таких методов лечения является метод ритмизации.

Так, пациент надевает наушники, которые позволяют ему слышать свою речь более громкой, поэтому человеку приходится говорить тише, что благоприятно сказывается на лечении заикания.

Биологически обратная связь (БОС)

Как еще перестать заикаться взрослому, избавить ребенка от заикания? Биологически обратная связь (далее — БОС) позволяет человеку видеть как работает его организм. С помощью БОС происходит правильная коррекция речи и ее недостатков, а также ее совершенствование.

Данный метод включает в себя умение правильно дышать при речи, членораздельно говорить, формирование навыков слитной плавной речи.

Физиотерапевтические

Как исправить заикание у взрослых, что поможет убрать недуг у детей? Физиотерапевтические методы улучшают и стабилизируют работу нервной системы, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.

При заикании у ребенка и взрослого врачом могут быть назначены такие процедуры, как:

  • лечебный электрофорез;
  • электросонтерапия;
  • ванны с азотом, йодом и бромом;
  • иглорефлексотерапия;
  • аэротерапия;
  • лечебный массаж.
  • аэротерапия;
  • дарсонвализация шейного отдела.

Остеопатия

Ученые доказывают, что причины заикания кроются:

  • в нарушении координации движения мускулов, отвечающих за речь;
  • в нарушении обратной связи со стороны слуха;
  • в недостаточном контроле центральной нервной системой речевой функции.

Эти проблемы с успехом решают остеопаты. Как происходит лечение заикания у ребенка и взрослого остеопатом? Врачи:

  • снимают возбуждение нервной системы;
  • убирают судороги речевых центров;
  • выявляют и решают проблемы речевых мускулов;
  • снимают нервные тики.

После устранения с помощью остеопатии причин возникновения заикания, обычно болезнь проходит.

Как проявляется

При заикании возникают разнообразные симптомы. Основным из таковых выступает нарушение дыхательной функции за счет расстройства сопротивления в области артикуляции. Это вызывает инспираторно-гласные или проторные звуки, издаваемые больным.

Напряжение голосовых рецепторов вызывает судорогоподобное замыкание голосовой щели, что способствует препятствию издавания звука. Во время приступа наблюдается быстрое и резкое движение гортани кверху, книзу. За счет неспособности делать это плавно человек произносит гласные звуки твердо.

Как только человек начинает нервничать во время разговора, он непроизвольно совершает определенные движения (руками, головой или другими частями тела), принимая их за сознательные. Это может быть, например, откидывание головы назад, ее наклоны в стороны, закрытие глаз, сжатие кулака. Каждое движение специалисты рассматривают в качестве тонических или клонических судорог.

Беспокойство в отношении такой проблемы выливается в психические расстройства. За счет страха перед произношением определенных букв или слогов человек выкидывает их из своей речи, стараясь заменять на иные. В тяжелых случаях больной перестает полностью разговаривать, что впоследствии может вызвать даже комплекс неполноценности.

Что делать, если ребенок начал заикаться

Для начала надо изучить основную информацию о заикании, немного узнать о его механизме , причинах и особенностях.

От правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к логофобии и нарушению социальной адаптации ребенка. К сожалению, многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нём проявлять озабоченность из-за заикания. Вы не должны раздражаться, если ребенок слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов даже с родными людьми. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения, стыда за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой.

Необходимо иметь хорошее представление об эффективных принципах диагностики и лечения заикания.

Компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию и прочие неврологические патологии. Для этого проводится диагностика: исследование ЭЭГ, МРТ, КТ мозга, а также ангиография сосудов мозга. Далее в диагностике поможет психиатр или психотерапевт. При выявлении органических или психологических нарушений врач должен назначить лекарства, например анксиолитики, противосудорожные и т.д

Обратите внимание, что некоторые врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать только хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей

После диагностики нужно подобрать эффективную методику для занятий с детьми. Есть центры, где специализированно занимаются с детьми с заиканием, есть дистанционные курсы. Также рекомендуется одновременно проводить психотерапию логофобии с детским психологом.
Особенную эффективность при детском заикании показывает метод речевой депривации — метод молчания, который длится от нескольких дней до нескольких недель. Метод молчания используется во многих комплексных методиках, бывают даже такие случаи, что один только метод молчания помогает полностью избавиться от заикания в раннем возрасте.

Несколько советов, как помочь ребенку:

1. Покажите, что вы безусловно принимаете его таким, какой он есть.

2. Говорите со своим ребенком не торопясь, не забывайте делать паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы по типу: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

3

Используйте мимику и жесты, давая понять ребенку, что вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращаете внимание на то, как он это сказал

4. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

5. Проработайте и научитесь со всеми членам семьи говорить и выслушивать друг друга по очереди. Никогда не перебивайте друг друга. Детям, особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не прерывают и не торопят.

6. Понаблюдайте за тем, каким образом вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать его, чтобы у ребенка была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Уменьшите количество критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, и не забывайте о замедлении темпа речи.

7. Если ребенок учится в школе, имея выраженную степень заикания — будет правильным поговорить с классным руководителем о возможности освобождения от устных ответов, если они вызывают серьезный дискомфорт у ребенка. Практику общения ребенок получит и во внеклассное время, зато это избавит его от сильного стресса.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Лечение гипнозом: за и против

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Как избавиться от заикания у взрослого

Общие советы для индивидуальной работы человека

  • Осознание проблемы. Многим людям почему-то очень сложно признаться в своей несовершенности, поэтому они не спешат обратиться к кому-либо за помощью. Но этот пункт нужно выполнять в первую очередь. Не стоит думать, что заикание — это проблема, которая не лечится. Необходимо настойчиво верить в свои силы и уверенно идти к выздоровлению.
  • Самостоятельные занятия. Такие процедуры сегодня именуют аутотренингами. Их суть состоит в том, чтобы сам человек проводил некоторое время за коррекцией речи. Создаются специальные программы для того, чтобы контролировать разговор. Людям нужно только выбрать подходящее время, настроиться на обучение и заняться им. Методика оказывает очень хороший положительный эффект, но применяется самостоятельно только на начальных этапах болезни.
  • Дыхательная гимнастика. Этот комплекс упражнений разработан известным доктором — Александрой Николаевной Стрельниковой. Занятия направлены на устранение первоначального нарушения — спазма речевого аппарата. Путем выполнения некоторых простых дыхательных упражнений можно полностью нивелировать это патологическое воздействие. Сама процедура не занимает большое количество времени и не требует ничего, кроме усердности и старательности самого человека.

Психологическая помощь при заикании у взрослого

  1. Рациональное. Используется в самом начале, после непосредственного обращения человека за помощью. Оно рассчитано на то, чтобы помочь ему адаптироваться к существующей проблеме и научиться правильно и спокойно реагировать на врачебную помощь. Для этого врач использует обычные сеансы психической терапии с рассуждениями о сложившейся ситуации и советами по её решению.
  2. Суггестивное. Такая методика предполагает применение гипноза в качестве главного инструмента помощи больному. Для того чтобы определить основную причину, доктор погружает больного в легкий транс и ведет с ним в это время беседу. Разговаривая, он вычисляет многие моменты, которые в адекватном сознании не поддаются коррекции. Также в этот период используют и различные упражнения, логопедические речевые повороты. Эффективность метода очень высокая, но требует выбора хорошего специалиста.

Логопедические упражнения против заикания у взрослого

Формирование нового речедвигательного навыка. В индивидуальном порядке с каждым пациентом нужно закрепить правильное произношение каждого слова и буквы. Человек должен научиться медленно и четко самостоятельно проговаривать их все

На данном этапе необходимо правильно установить звучность и тембр голоса, обратить внимание на движения артикуляционной мускулатуры и овладение ими. Только после достижения этого уровня можно приступать к следующему.

Закрепление освоенного материала

Это полностью зависит от усердности и стараний самого человека. Если он будет тщательно тренироваться и выполнять все рекомендации, то выздоровление значительно ускорится. На втором этапе установленную речь пытаются применять во время чтения и разговора. Человеку предлагают самостоятельно изложить какие-либо мысли так, чтобы не запнуться. Длительность этапа у каждого своя и может изменяться по ситуации.

Автоматизация правильной речи. Данная стадия является заключительным этапом в решении этой проблемы. Но пренебрегать ею тоже не стоит. Для достижения полного выздоровления врачи предлагают людям использовать свои приобретенные навыки в быту. Изначально они формируют различные ситуации, которые заставляют человека разговаривать правильно, быстро и четко. Применение навыков на деле выводит больных на совершенно новый уровень высказываний.

Причины заикания

Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется. Условно все причины, которые ведут к возникновению такой патологии, как заикание у детей, можно поделить на две группы: это те причины, которые предрасполагают “почву” и те, что производят толчки к заиканию.

К факторам, которые называют предрасполагающими, принято относить:

  • наличие невропатических патологий разного рода у родителей;
  • невропатические особенности заикающегося малыша (энурез, ночные кошмары, высокая раздражительность, эмоциональные проблемы);
  • конституциональная предрасположенность к болезни (проблемы в деятельности нервной системы, психические травмы).

Также таковыми факторами являются наследственность (врожденная слабость речевого аппарата может передаться наследственно), поражение головного мозга ребенка ввиду разных причин (травмы, полученные внутриутробно и в процессе родов, осложнения после детских заболеваний).

Причины производящие также разделяют на несколько видов. Физиологическими факторами являются болезни с энцефалитическими последствиями, полученные в ранние периоды травмы, нарушения в мозге, проблемы с деятельностью нервной системы, возникшие вследствие болезней и действующие ослабляюще центральные аппараты речи.

Психическими и социальными причинами являются следующие факторы: одномоментная травма психики (страх, сильный испуг), долгий период воздействующая на ребенка психическая травма, постоянные конфликты и связанные с ними переживания, отрицательные эмоции, провоцирующие психическое напряжение. Заикание может спровоцировать также тяжелая травма психического характера. Это резкое и неожиданное потрясение, которое спровоцировало особо острую аффективную реакцию: ощущение ужаса, большой радости.

Заикание у детей может развиться и вследствие изначально неправильного формирования функции речи в детском возрасте. Так, ребенок может привыкнуть говорить очень быстро, начинать речь на вдохе, неправильно произносить звуки. Негативно на детей воздействует и речь родителей, которая характеризуется быстротой и нервозностью, а также слишком сильная нагрузка речевым материалом, несоответствующим возрасту ребенка. Замечено, что настаивание родителей на овладении ребенком в слишком раннем возрасте многими языками провоцирует проявление заикания в одном их них. Ребенок также может слышать речь человека, который заикается, и подражать ему намеренно либо начать заикаться непроизвольно.

В процессе переучивания ребенка-левши у него может возникнуть дезориентация нервной деятельности и, как следствие, заикание. Слишком строгое отношение к школьнику учителя может стать толчком для развития заикания. Для понимания, как вылечить заикание, врач должен определить целый ряд особенностей в конкретном случае заболевания.

Что подтолкнуло меня как можно скорее избавиться от заикания

Оказалось, что заикание в подростковом возрасте это не катастрофа… Самое страшное было впереди.

Заикание серьезно ограничило меня в выборе профессии, в развитии в своей области. Для успеха, практически в любом деле нужна речь. Я работал в одной IT компании с хорошими перспективами для карьеры и профессионального роста. Боже, сколько раз я смотрел как повышают в должности ребят, которые пришли позже, которые на много хуже разбирались в работе.

С заиканием путь вверх по карьерной лестнице мне был заказан. Да я и сам бы не согласился, смысл… Выступить на совещании перед коллегами я бы никогда не смог, от одной мысли об этом меня бросало в нервный жар.

Последней каплей было собеседование в одну очень крутую зарубежную IT компанию, на котором я не смог произнести нормально ни одного предложения, подробнее. Это был очень тяжелый момент в моей жизни, именно после этого стресса я начал усиленно работать сам, до этого я только и делал, что надеялся на кого-то другого, кто сделал бы все за меня.

Методы лечения

Заикание, как и любая другая болезнь, отрицательно влияет на личную и профессиональную жизнь человека. Больному сложно устроиться на работу и реализоваться в профессиональном плане, тяжело коммуницировать с коллегами, не всегда удается построить крепкие семейные отношения.

Следует учесть, что от человека с заиканием потребуются огромные внутренние силы, направленные на исцеление. Кроме терапии, назначенной лечащим врачом, предстоит постоянная работа над собой. Лечение заикание невроз начинается с того, что человек должен осознать наличие проблемы и признать, он нуждается в медицинской помощи. Многие люди ошибочно считают, что заикание не лечится. Врачи считают, что заикание можно эффективно вылечить во взрослом возрасте, используя комплексную терапию. Верьте в собственные силы и не отступайте от намеченной цели.

Домашняя работа должна быть продолжением общего лечения и проводиться под наблюдением соответствующего специалиста. На первом этапе все силы пациента будут брошены на борьбу со страхом и волнением, возникающим в ожидании общения. Для этого можно воспользоваться аутотренингом, который снимает напряженность, возрождает чувство уверенности в собственных силах, помогает поверить в успех.

На следующем этапе при помощи различных специальных техник необходимо развивать систему правильного дыхания. Самой известной методикой является гимнастика Александры Стрельниковой. Различные дыхательные упражнения помогают справиться с огромным количеством болезней, в т. ч. и заиканием.

Гимнастика направлена на снятие напряжения в лицевых мышцах и борьбу со спазмами. Единственное, что потребуется от человека — это регулярное усердное повторение упражнений.

Следующий этап — работа над правильным произношением слов. В этом вам помогут такие занятия, как громкое пение и чтение текстов, во время которых отлично разминается артикуляционный аппарат, голосовые связки и устанавливается дыхательный ритм.

Психотерапевтическая работа

Психотерапия заикания взрослых — эффективный метод борьбы с проблемой, т. к. логоневроз относится отчасти к психическим проблемам

Многие врачи во время восстановительных сессий уделяют огромное внимание психологической работе. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия

Учитывая психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания, наиболее эффективными методами работы признаны 2 психологических приема.

  • Рациональное восприятие. Работа с пациентом направлена на то, чтобы помочь человеку научиться спокойно существовать с проблемой заикания, не считая себя хуже или ущербнее других. Во время сеансов врач учит своего подопечного пользоваться знаниями, полученными в ходе реабилитации, и не стесняться того, что он посещает психотерапевта.
  • Суггестивная помощь. Главный прием, который используется при этой терапии — гипноз. Чтобы правильно установить факторы, повлиявшие на развитие болезни, пациент погружается в состояние транса. В ходе гипноза человек перестает управлять своим сознанием, погружаясь в воспоминания, описывая забытые эмоциональные срывы и переживания. Врач точно определяет внутренние установки, которые на психоэмоциональном уровне разрушающе воздействуют на человека, препятствуя его нормальному общению с окружающими людьми. Важную роль для проведения гипноза играет доверие между врачом и пациентом, а также уровень квалификации специалиста.

Логопедическая работа

Устранить дефекты и восстановить работу речевого аппарата помогут занятия с логопедом. Ошибочно считать, что этот метод лечения подходит только для детей. Взрослые, желающие красиво говорить, с не меньшим успехом занимаются с логопедом. Врачи предупреждают, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Лечение потребует значительного времени, упорства и сил.

Сначала врач и больной будут работать над восстановлением речевого навыка. Человек с заиканием будет заново учиться произносить все буквы алфавита, постепенно складывая их в слова и образуя предложения. Больной должен самостоятельно, не задумываясь, научиться выговаривать гласные и согласные, овладев правильной жестикуляцией и мимикой, изучив основы дыхания, работая над тембром и звонкостью своего голоса.

На втором этапе реабилитации заикающийся пациент должен будет применить полученные знания на практике. Больному придется много читать вслух, активно участвовать в разговорах, выражать свое мнение. Заключительный этап — доведение полученных навыков до автоматизма, в т. ч. моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться пациент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector