Заикание у взрослых

Заикание у взрослых: лечение в домашних условиях

Приёмы домашней терапии заикания – это по сути совокупность методик, используемых логопедом и психотерапевтом, к которым можно обращаться в любых условиях.

Желательно, чтобы домашняя терапия была лишь контролируемым продолжением профессионального лечения болезни. Но порой у заикающегося человека просто нет возможности посещать врача. В таком случае домашнее лечение заикания для взрослого человека становится единственной возможностью избавиться от недуга. Курс подобной терапии может состоять из следующих направлений:

  1. Устранение чувства тревожности, страха перед общением. В этом заикающемуся человеку поможет аутотренинг. Данный приём самовнушения позволяет человеку избавиться от нервного перенапряжения и поверить в свои силы, а для лечения заикания и у взрослых, и у детей вера в себя имеет ключевое значение.
  2. Развитие привычки правильного дыхания и тренировка артикуляционного аппарата. Для этого в домашних условиях достаточно выполнять специальные упражнения, описание которых без труда можно найти в сети.
  3. Работа над правильным произношением. Вылечиться от заикания взрослому человеку помогут тренировки по плавному произношению слов, к которым, например, относятся чтение вслух и пение. Занятия вокалом вообще являются одним из лучших домашних способов борьбы с заиканием, ведь это – одновременная тренировка мышц органов дыхания и органов артикуляции. К тому же, пение помогает расслабиться, снять напряжение, улучшить настроение.

Современные психотерапевты утверждают, что вылечить заикание тяжелее всего у тех взрослых, которые уверены, что им невозможно помочь. Поэтому тем, кто всё-таки решил избавиться от судорог и спазмов во время произношения слов, для начала нужно поверить в то, что это возможно, а потом настроиться на успех и начать трудиться. Практика показывает: заикание у взрослых, которые очень хотели научиться говорить нормально, излечивалось раз и навсегда.


Автор —  Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Так что же происходит практически?

Только что с тобой человек говорил нормально …, но, на очередном слове он вдруг “завис”, и стал напрягаться, силой пытаясь протолкнуть какой-то звук. Казалось бы, ничего не предвещало беды, хорошая погода, нормальное настроение, близкие люди вокруг, намедни успешно выполненные проекты и т.д. Ничего из этого не спасёт от заикания, так как эта проблема возникает только по отношению к речи, и в большинстве случаев не зависит от ситуаций. И, после так называемых «сложных слов», наш герой снова какое-то время может говорить нормально. Парадокс? Нет, прямая закономерность. Чего и с чем? Это тема отдельного разговора. И как тут пытаться лечить, если можно так выразиться, «временное делание звуков ненормальным способом»? Никак. Лечение тут в принципе не уместно. Лечите ангину, астму, травмы и прочие вещи.

Кстати, почему я сказал именно «временное делание звуков ненормальным способом», а не «временное делание слов ненормальным образом»? Это высказывание не случайно и имеет под собой все необходимые доказательства. Например, заика хочет сказать слово «здравствуйте», и он может сделать это так «ззззздравствуйте». При этом сильно напрягаясь только в начале слова, на определённых звуках. Что мы наблюдаем? Само слово проговаривается абсолютно нормально, только к этому ещё добавляются лишние звуки, в данном случае звук «З». Это может быть связанно со многими факторами, полный разбор которых, – так же тема отдельного разговора. Если в целом, то все заики добавляют к нормальным движениям ненормальные. При этом последних, как правило, в совокупности в разы меньше чем первых (если провести подробный разбор из жизни среднестатистического человека, имеющего эту проблему).

Discount up to 30 % for children under 14

It is easier to get rid of stuttering in childhood , because unlike adults, a child’s stupor reaction has not yet become so firmly entrenched in consciousness.

For children up to 14 years of age, who will also be supervised by their parents during the course, a discount on the cost of any course is from 20 to 50%. Discount is determined after diagnosis.

Diagnostics includes: — defining the depth of the problem and the amount of work needed to overcome it. — taking into account the possible level of involvement of parents in the speech rehabilitation process. Diagnostics is free. Duration — up to 1 hour. If deeper analysis is needed, audio and video recordings of the child’s conversation with other people can also be sent.

Этиология и патогенез нарушения

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.

Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

  1. Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
  2. Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
  3. Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
  4. Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Методы лечения заикания

Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:

  • стаж заикания невелик;
  • у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
  • в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.

Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:

  • ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
  • ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
  • наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
  • в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
  • ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.

Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка

Важно также соблюдать следующие правила:

  • ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
  • ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
  • информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
  • ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
  • ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
  • родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
  • рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.

Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.

Логопедические занятия

Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

Рефлексотерапия

 

Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения

Физиотерапия

 

Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.

Психотерапевтическая помощь

При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.

Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.

Лечебная физкультура и массаж

Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Оцените, насколько был полезен материал

Спасибо за оценку
 

Что делать, если ребенок начал заикаться

Для начала надо изучить основную информацию о заикании, немного узнать о его механизме , причинах и особенностях.

От правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к логофобии и нарушению социальной адаптации ребенка. К сожалению, многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нём проявлять озабоченность из-за заикания. Вы не должны раздражаться, если ребенок слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов даже с родными людьми. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения, стыда за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой.

Необходимо иметь хорошее представление об эффективных принципах диагностики и лечения заикания.

Компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию и прочие неврологические патологии. Для этого проводится диагностика: исследование ЭЭГ, МРТ, КТ мозга, а также ангиография сосудов мозга. Далее в диагностике поможет психиатр или психотерапевт. При выявлении органических или психологических нарушений врач должен назначить лекарства, например анксиолитики, противосудорожные и т.д

Обратите внимание, что некоторые врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать только хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей

После диагностики нужно подобрать эффективную методику для занятий с детьми. Есть центры, где специализированно занимаются с детьми с заиканием, есть дистанционные курсы. Также рекомендуется одновременно проводить психотерапию логофобии с детским психологом.
Особенную эффективность при детском заикании показывает метод речевой депривации — метод молчания, который длится от нескольких дней до нескольких недель. Метод молчания используется во многих комплексных методиках, бывают даже такие случаи, что один только метод молчания помогает полностью избавиться от заикания в раннем возрасте.

Несколько советов, как помочь ребенку:

1. Покажите, что вы безусловно принимаете его таким, какой он есть.

2. Говорите со своим ребенком не торопясь, не забывайте делать паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы по типу: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

3

Используйте мимику и жесты, давая понять ребенку, что вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращаете внимание на то, как он это сказал

4. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

5. Проработайте и научитесь со всеми членам семьи говорить и выслушивать друг друга по очереди. Никогда не перебивайте друг друга. Детям, особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не прерывают и не торопят.

6. Понаблюдайте за тем, каким образом вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать его, чтобы у ребенка была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Уменьшите количество критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, и не забывайте о замедлении темпа речи.

7. Если ребенок учится в школе, имея выраженную степень заикания — будет правильным поговорить с классным руководителем о возможности освобождения от устных ответов, если они вызывают серьезный дискомфорт у ребенка. Практику общения ребенок получит и во внеклассное время, зато это избавит его от сильного стресса.

Лекарства от заикания

Полный список лекарственных препаратов, применяемых для лечения заикания у детей и взрослых. Различные группы препаратов могут снижать судорожную активность речевых мышц или снижать логофобию. В течение нескольких лет мы проводим аналитическое исследование и собираем отзывы по всем лекарствам от заикания, на основании этого исследования указана эффективность каждого препарата.

Исследование эффективности лекарств от заикания продолжается – оставляйте ваши отзывы и оценивайте препараты.

Название Группа Эффективность Оценка

Фенибут (Ноофен, Анвифен) Анксиолитики 55%
Тиамин (B1, Нейромультивит) Витамины 17%
Глицин Седативные 48%
Клоназепам Антиконвульсанты 63%
Атаракс (Гидроксизин) Анксиолитики 23%
Прегабалин (Альгерика, Лирика, Реплика) Антиконвульсанты 64%
Грандаксин (Тофизопам) Анксиолитики 42%
Фенотропил Ноотропы 30%
Вальпроевая кислота (Конвулекс, Конвульсофин, Депакин) Антиконвульсанты 21%
Фенобарбитал (Корвалол) Антиконвульсанты 59%
Афобазол (Фабомотизол) Седативные 7%
Гопантеновая кислота (Пантогам, Пантокальцин, Гопантам) Ноотропы 25%
Тиоридазин (Сонапакс, Тиорил) Нейролептики 14%
Карбамазепин (Финлепсин) Антиконвульсанты 12%
Пипофезин (Азафен) Антидепрессанты 16%
Флуоксетин (Прозак) Антидепрессанты 22%
Циталопрам (Ципрамил, Сиозам) Антидепрессанты 18%
Алпразолам (Ксанакс) Анксиолитики 24%
Ново-пассит Седативные 20%
Пирацетам (Луцетам, Ноотропил) Ноотропы 10%
Тенотен Гомеопатия 0%
Пустырник Седативные 3%
Рисперидон (Рисполепт, Рилептид, Торендо) Нейролептики 10%
Персен Седативные 8%
Сульпирид (Эглонил, Просульпин, Бетамакс) Нейролептики 15%

Следует учитывать, что специфического препарата для этиотропного лечения заикания не существует. Ведутся перспективные исследования по поиску специфического лекарства от заикания, однако скорого получения доказанных результатов и выхода таких препаратов на рынок ожидать не приходится.

Ряд исследований был прекращен по разным причинам, в том числе после признания многих веществ наркотическими, либо после выявления случаев злоупотребления ими. Все существующие на данный момент препараты действуют частично патогенетически либо симптоматически.

Однако многие из них очень полезны, поскольку могут значительно снижать проявления логофобии и снимать повышенную судорожную активность.

Обратите внимание!

Лечение заикания лекарствами может быть эффективным только при комплексном применении с другими методами.
Применение одних только лекарственных препаратов либо вовсе не эффективно, либо принесет исключительно временный результат.
Результаты применения одних и тех же препаратов у разных людей могут быть диаметрально противоположными: может наблюдаться как улучшение, так и ухудшение речи.
Многие лекарственные препараты вызывают привыкание и необходимость постоянного увеличение дозы для получения эффекта, вызывают зависимость

При отмене приема часто наблюдается ухудшение.
Существует ряд противопоказаний к каждому из перечисленных препаратов, поэтому при выборе препарата обязательно консультируйтесь со своим врачом.
С особой осторожностью некоторые препараты применяются для детей, а многие детям вообще противопоказаны.
Эффект напрямую зависит от правильного подбора дозы – в противном случае возможно ухудшение.
В ряде случаев необходимо применение комбинации различных препаратов.
Большинство врачей при назначении лекарств от заикания проявляют некомпетентность и пользуются стандартными схемами лечения, которые не меняются на протяжении многих лет. Часто назначают неэффективные дозы, или вовсе прописывают заведомо бесполезную гомеопатию.

В данный список попали только те лекарства, которые достоверно вызывали снижение выраженности заикания у наших подписчиков при одновременном использовании других методов лечения. На многие препараты вполне закономерно требуется рецепт; некоторые из них при неправильном применении могут быть опасными – поэтому, если вы выбрали для себя какой-либо препарат, консультируйтесь с врачом или провизором.

Вы можете прочитать исследования перспективных препаратов от заикания, например Пагоклон, Экопипам, а также узнать об исследовании и применении запрещенного в настоящее время МДМА.

При составлении статьи использована информация:

  • Brady JP, Rynn M. Stuttering: current pharmacological options. CNS Drugs; Serotonin-Dopamine Antagonists in the Treatment of Stuttering by Nathan E. Lavid, M.D.
  • Список источников к каждой фарм.группе и по каждому препарату в отдельности приводится в соответствующих статьях

Диагностика ишемического инсульта

Своевременная диагностика позволяет начать адекватную терапию. Она должна быть направлена на установление вида инсульта, дифференциацию ишемии и кровоизлияния.

УЗДГ сосудов головы и шеи

Дуплексное сканирование сонных артерий необходимо всем пациентам с инсультом. УЗДГ определяет причины ишемии, а также потребность в хирургическом вмешательстве. Сканирование выявляет степень стеноза сонных артерий.

Компьютерная томография головного мозга

Компьютерная томография подтверждает диагноз ишемического инсульта. Иногда дополняется люмбальной пункцией, чтобы исключить менингит или субарахноидальное кровоизлияние. Сочетание КТ и ангиографии определяет окклюзии сосудов и участки тканей с восстановленным кровотоком.

МРТ головного мозга

МРТ – высокочувствительный метод выявления острого внутричерепного кровоизлияния. Визуализация обеспечивает структурную детализацию области поражения, выявляет ранний отек мозга. Однако проведение КТ считается более доступным вариантом экстренной диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector