Классификация умственной отсталости (мкб

Симптомы

 В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).  В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).  Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.  Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.  По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения ), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.  Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и тд ). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.  Персеверация. Судороги.

Тяжелая умственная отсталость — что это такое?

Тяжелая степень умственной отсталости принадлежит к регистру психических заболеваний, имеет номер Ф 72. Умственная отсталость формирует несколько форм: дифференцированную, которая имеет свои причины, и недифференцированную, происхождение которой не выяснено.

Распространение столь тяжелой формы умственной отсталости менее выразительно, нежели легкой, но насчитывается немалое ее число. Причины сильно варьируют зависимо от индивида, их огромное множество. Во время доказательной медицины их поиск очень актуален, но не всегда нахождение причины увеличивает количество шансов для подбора адекватного лечения.

Направление поиска причин подбирается индивидуально из-за разных клинических случаев, поскольку невозможно предсказать исход всех ситуаций. Факторы появления тяжелой умственной отсталости вызваны в разнообразных источниках, ребенок может быть поддан им еще в утробе, находясь под защитой, при родах с тяжелым исходом, при инфекциях, травмах и множестве иных причин.

Интоксикации занимают одно из лидирующих причин, поскольку их может быть множество. Многие лекарства, влияющие внутриутробно, такие как Эмбриотоксин или Фетотоксин с оказанием тератогенного действия, могут привести к тяжелой умственной отсталости. Согласно данным американкой ассоциации проверки лекарств и еды беременным, к безвредным можно лишь солевые растворы и то достаточно выборочно. А никакие не витамины, полезные таблетки, поддерживающие плод, а про антибиотики, гормоны, цитостатики и антигельминтные вообще нет речи. Но, сейчас выражена полипрагмазия со значительным приемом лишних препаратов, поэтому многие пары, не зная о своем новоиспеченном положении, принимают токсичные тератогенны. Также опасны снотворные, транквилизаторные препараты и нейролептики, многие анестетики, препараты для наркоза, а также наркотики и алкоголь.

Алкоголизм у матери может принести немало опасностей и спровоцировать появление тяжелой умственной отсталости. Влияниями со сферы экзогений также являются интоксикации у матери при болезнях соматического происхождения и токсикомании. Особенно опасные группы торч-инфекций, к ним принадлежат токсоплазмоз, который у взрослых практически инертен, краснуха, детская болезнь, имеющая непоправимое тератогенное влияние на плод, с глухотой и слепотой, также очень опасен цитомегаловирус и герпесвирус. Особенно опасна эта патология в остром течении при беременности в силу непоправимого влияния на плод с их способностью проходить через плаценту.

Влияние абсолютно всех вирусов на плод медицине неизвестно, но даже элементарная простуда способна иногда сильно навредить умственному развитию, а грипп, краснуха, ветряная оспа, скарлатина и подавно.

Многие хронические хвори, а также токсичные работы весьма вредны для не рожденного малыша. Ведь в организме матери накапливаются вредные метаболиты и нарушается нормальный обмен. Это нередко вынуждает кроху перебирать на свой хрупкий организм функции детоксикации, что ведет к формированию декомпенсаций с тяжелой умственной отсталостью.

Многие акушерские патологии также приведут к умственной отсталости: хроническая и острая гипоксия плода, отслойка плаценты, низкое расположение ее, многоплодие, особенно с однояйцевыми близнецами и мало- и многоводие при беременности. Травмы в любой период вынашивания и при родах могут стать фатальными для нормального развития головного мозга. Особенно опасны травматические способы родовспоможения, а также гипоксические страдания плода.

Сейчас с появлением генетики начали выявляться генетические синдромы, ведущие к тяжелой умственной отсталости.

Тяжелая умственная отсталость у детей появляется при синдроме Ретта, генетической мутации, которая в возрасте шести месяцев ведет к регрессу ребенка, до того нормально формировавшегося умственно. Тяжелая умственная отсталость у детей бывает при травмах или болезнях в раннем — до 3- летнего возраста.

Клиники для лечения с лучшими ценами

Цена Всего: 212 в 17 городах
Подобранные клиники Телефоны Город (метро) Рейтинг Цена услуг
Московский НИИ психиатрии на Потешной +7(495) 963..показать+7(495) 963-71-12+7(495) 963-71-25+7(499) 748-14-52 Москва (м. Преображенская Площадь) 18550ք
КБ №85 на Москворечье +7(499) 782..показать+7(499) 782-85-85+7(926) 010-84-87+7(499) 324-70-15+7(499) 324-86-65 Москва (м. Кантемировская) 14730ք (90%*)
СМ-Клиника в Солнечногорске на Красной +7(496) 260..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(496) 260-00-03+7(800) 555-44-45+7(495) 154-10-57 Солнечногорск

рейтинг: 4.3

16355ք (90%*)
СМ-Клиника на Волгоградском проспекте +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-70+7(499) 519-38-82+7(495) 154-13-20 Москва (м. Текстильщики)

рейтинг: 4.3

17455ք (90%*)
СМ-Клиника в Старопетровском проезде +7(495) 154..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 154-13-20 Москва (м. Войковская)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
СМ-Клиника на Клары Цеткин +7(495) 154..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 154-13-20 Москва (м. Войковская)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
СМ-Клиника на Ярославской +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-58-36+7(499) 519-38-82+7(495) 154-10-57 Москва (м. ВДНХ)

рейтинг: 4.4

17455ք (90%*)
Клиника Роса в проезде Серебрякова +7(495) 127..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 127-37-19 Москва (м. Ботанический сад)

рейтинг: 4.4

21295ք (90%*)
Клиника Роса на Гвоздева +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-58-96+7(495) 225-81-58 Москва (м. Таганская)

рейтинг: 4.5

21295ք (90%*)
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова +7(812) 292..показать+7(812) 292-34-35+7(812) 292-32-86 Санкт-Петербург (м. Площадь Ленина) 7120ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Дополнительные факты

 Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.

Социальная адаптация

В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

Коэффициент
умственного развития (IQ)
обычно находится в диапазоне от 35 до
49.

Клиническая картина
у таких больных характеризуется более
стойкими и выраженными органическими
неврологическими проявлениями, а также
нарушениями когнитивной и личностной
сфер, а именно:

  • четкой
    видимостью интеллектуальных нарушений
    в виде выраженной конкретности мышления,
    его ситуационным характером, неполной
    способностью к образованию отвлеченных
    понятий;

  • недостаточно
    развитой речью с аграмматизмами и
    косноязычием, причем одни больные
    принимают участие в простых беседах,
    а другие обладают речевым запасом,
    достаточным лишь для сообщения о своих
    потребностях, а в некоторых случаях
    пациенты никогда не овладевают
    использованием речи, хотя и могут
    понимать простые инструкции и обучаться
    мануальным знакам, позволяющим в
    некоторой степени компенсировать
    недостаточность их речи;

  • не
    резко выраженной моторной недостаточностью
    (способны
    самостоятельно
    ходить без посторонней помощи);

  • эмоциональным
    оскудением (эмоциональная бедность
    иногда сочетается с радостью от
    социального взаимодействия и простой
    беседы);

  • разбросанностью
    неврологических симптомов (парезы,
    нарушения чувствительности, поражение
    отдельных черепно-мозговых нервов);

  • замедленным темпом
    психического развития;

  • общими расстройствами
    развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

  • отставанием
    развития навыков самообслуживания
    (некоторые больные нуждаются в надзоре
    на протяжении всей жизни), вместе с тем
    отдельным больным доступны не только
    навыки самообслуживания, но и трудовые
    навыки.

Особо хочется
обратить внимание на ограниченность
школьных успехов, но часть пациентов
все же осваивает основные навыки,
необходимые для чтения, письма и счета,
а также для простой практической работы
при тщательном построении заданий и
обеспечении квалифицированного
наблюдения. В зрелом возрасте
у таких больных заметно резкое отставание
социального интеллекта, тем не менее
они полностью мобильны и физически
активны, способны к установлению простых
контактов, общению и участию в элементарных
социальных занятиях

Однако следует
помнить, что даже незначительный
социальный стресс приводит к неадекватности
поведения, что делает необходимым
наблюдение и контроль за такими
пациентами

В зрелом возрасте
у таких больных заметно резкое отставание
социального интеллекта, тем не менее
они полностью мобильны и физически
активны, способны к установлению простых
контактов, общению и участию в элементарных
социальных занятиях. Однако следует
помнить, что даже незначительный
социальный стресс приводит к неадекватности
поведения, что делает необходимым
наблюдение и контроль за такими
пациентами.

Тестирование

Для оценки уровня интеллекта детей с задержкой умственного развития обычно используются адаптированные тесты: и тест Векслера ( — для детей от 6 до 16 лет,  — для детей от 2½ до 7 лет 7 месяцев). Данные тесты критикуются за ненадёжность результатов при IQ ниже 50, а также недостаточную чувствительность к индивидуальным творческим ответам и обнаружению парциальных сильных сторон интеллекта, тем не менее при сочетании с тестами для определения социальной компетенции они могут дать довольно достоверную глобальную картину умственного развития.

Органические поражения мозга выявляются (англ. Bender-Gestalt Test) и (англ. Benton Visual Retention Test; BVRT). Гештальт-тест Бендер заключается в копировании 9 геометрических фигур с карт или диапозитивов, при этом гештальтпсихология используется для интерпретации результатов. Тест на зрительную ретенцию Бентона заключается в репродукции предъявляемых пациенту геометрических фигур. При органическом поражении мозга наблюдаются типичные ошибки.

Для оценки уровня социального приспособления используется Шкала Адаптивного Поведения Вайнленда (англ. Vineland Adaptive Behavior Scale) или (англ. Vineland Social Maturity Scale). Шкала Социальной Зрелости Вайнленда рекомендуется в МКБ-10 для северо-американской и европейской социо-культурной среды. Шкала Адаптивного Поведения использует данные интервью с родителями или опекунами, и показывает картину адаптации в следующих сферах: социализация, общение, моторика, дезадаптивное поведение и навыки повседневной жизни.

Диагностика

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7x.x в МКБ-10:

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

  • F7x.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • F7x.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • F7x.8 — с другими нарушениями поведения
  • F7x.9 — без указания на нарушения поведения.

Указания на причину

Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к умственной отсталости:

  • F7x.x1 — …обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как токсоплазмоз, краснуха, сифилис; постнатальные инфекции, такие как энцефалит, абсцесс мозга; интоксикации, такие как желтуха, токсикоз беременных, отравление свинцом)
  • F7x.x2 — …обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: постнатальная травма или гипоксия; механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах)
  • F7x.x3 — …обусловленная фенилкетонурией
  • F7x.x4 — …связанная с хромосомными нарушениями (например: синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).
  • F7x.x5 — …обусловленная гипертиреозом
  • F7x.x6 — …обусловленная гипотиреозом
  • F7x.x7 — …связанная с недоношенностью
  • F7x.x8 — …обусловленная другими уточнёнными причинами (например: врождённая аномалия головного мозга, краниосиностоз, микроцефалия, гипертелоризм и т. д.)
  • F7x.x9 — …обусловленная неуточнёнными причинами

Дифференциальный диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Причины олигофрении

Олигофрения — патология врожденная или приобретенная в раннем детстве. Специалисты связывают заболевание с нарушениями генного, органического и метаболического характера. Ключевые причины олигофрении можно разделить на пренатальные (эмбриональные), перинатальные (с 28 до 40 недели беременности) и постнатальные (послеродовые).

Пренатальные нарушения могут быть вызваны полученными от матери инфекциями (вирус краснухи, трепонема, токсоплазма, герпевирус, цитомегаловирус, листерии); тератогенными воздействиями на эмбрион алкоголя, наркотиков, некоторых лекарственных препаратов; интоксикациями (фенолами, пестицидами, свинцом) или повышенным уровнем радиации. Так, рубеолярная олигофрения является следствием того, что беременная в первой половине гестации переболела коревой краснухой, и эмбрион заразился от матери через кровь.

Олигофрения или слабоумие обусловлены аномалиями развития головного мозга, такими как: недостаточный размер головного мозга (микроцефалия), полное или частичное отсутствие больших полушарий мозга (гидранэнцефалия), недоразвитие извилин головного мозга (лиссэнцифалия), недоразвитие мозжечка (понтоцеребральная гипоплазия), различные формы челюстно-лицевого дизостоза (дефекты черепа). Например, при внутриутробных нарушения формирования гипофиза у плода мужского пола нарушается секреция гонадотропного гормона лютеотропина (лютеинизирующего гормона, ЛГ), который обеспечивает выработку тестостерона и формирование вторичных мужских половых признаков. В результате развивается гипогонадотропный гипогонадизм или ЛГ сцепленная олигофрения. Такая же картина наблюдается при повреждении 15-го гена, которое приводит к рождению ребенка с синдромом Прадера-Вилли. Для данного синдрома характерна не только гипофункция половых желез, но и задержка умственного развития (легкая форма олигофрении).

Часто патогенез расстройств умственного и психического развития кроется в нарушениях обмена веществ (глюкозилцерамидный липидоз, сукрозурия, латостелороз) или выработки ферментов (фенилкетонурия).

Практически неизбежна врожденная олигофрения при наличии такого генетического фактора, как перестройка структуры хромосом, ведущая к таким синдромам слабоумия, как синдромы Патау, Эдвардса, Тернера, Корнелии де Ланге и др., которые дают толчок развитию патологии еще на стадии эмбриогенеза.

В большинстве случаев наследственная олигофрения также обусловлена генетически, и одной из наиболее распространенных эндогенных причин умственной отсталости является дефект 21-й Х-хромосомы — синдром Дауна. Из-за повреждения некоторых генов может происходить дегенерация ядер гипоталамуса, и тогда проявляется синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля – разновидность наследственной олигофрении, часто наблюдающейся у близких родственников.

Послеродовая олигофрения у детей может быть следствием внутриутробного хронического недостатка кислорода и асфиксии в ходе родов, травмы головы в процессе родов, а также разрушения эритроцитов крови — гемолитической болезни новорожденных, возникающей из-за резус-конфликта во время беременности и приводящей к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

От момента появления на свет в течение первых трех лет жизни причины олигофрении включают инфекционные поражения головного мозга (бактериальный менингит, энцефалит) и его травматические повреждения, а также острый дефицит питательных веществ из-за хронического недоедания младенца.

Как утверждают психиатры, в 35-40% случаев патогенез олигофрении, в том числе и врожденной, остается невыясненным. И в такой ситуации формулировка диагноза умственного недоразвития может выглядеть как недифференцированная олигофрения.

Диагноз семейная олигофрения ставится, когда врач убеждается, что та или иная форма неполноценности умственного развития и некоторых других характерных признаков наблюдается у членов семьи, в частности, у сиблингов — родных братьев или сестер. При этом, как правило, в расчет не берется наличие или отсутствие явного повреждения мозговых структур, поскольку в клинической практике изучение морфологических церебральных аномалий проводится далеко не во всех случаях.

Диагностические критерии мкб-10

Общие
диагностические указания F7X.X:

  • A.
    Умственная отсталость — состояние
    задержанного или неполного развития
    психики, которое в первую очередь
    характеризуется нарушением способностей,
    проявляющихся в период созревания и
    обеспечивающих общий уровень интеллекта,
    то есть когнитивных, речевых, моторных
    и специальных способностей.

  • B.
    Отсталость может развиваться с любым
    другим психическим или соматическим
    расстройством или возникать без него.

  • C.
    Адаптивное поведение всегда нарушено,
    но в защищённых социальных условиях,
    где обеспечивается поддержка, эти
    нарушения у больных с лёгкой степенью
    умственной отсталости могут совсем не
    иметь явного характера.

  • D.
    Измерение коэффициентов умственного
    развития должно проводиться с учётом
    кросс-культуральных особенностей.

  • E.
    Четвёртый знак используется для
    определения выраженности поведенческих
    нарушений, если они не обусловлены
    сопутствующим (психическим) расстройством.

Причины

Этиология • Хромосомные аномалии, например синдром Прадер–Вилли, синдром ломкой Х — хромосомы, синдром Тёрнера, синдром Кляйнфелтера • Другие генетические нарушения, например синдром Тэя–Сакса, болезнь Гоше, синдром Ниманна–Пика, синдром Леша–Найена, фенилкетонурия • Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис • Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы • Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализованные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.

Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за действие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержаться в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, как следствие иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Человек с имбецильностью часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, не без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях с пациентом возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени, с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умным, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённый инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Степени олигофрении

В классификации олигофрении по М.С.Певзнер выделяли ранее 3 разновидности патологии. Затем система была доработана, выделили 5 видов умственной отсталости:

  • неосложненную форму;
  • осложненную нарушениями нейродинамических процессов;
  • осложненную психопатоподобным поведением;
  • сопровождающуюся нарушением функционирования различных анализаторов;
  • сопровождающуюся выраженной недостаточностью лобных долей головного мозга.

Выделяют в других классификациях 3 разновидности умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебильность

Легкая степень нарушений называется дебильностью. Уровень интеллекта варьируется от 50 до 70 баллов. Абстрактное мышление ограничено, реже — невозможно. Сложные понятия воспринимают тяжело, испытывают затруднения с обобщением. Преобладает описательный тип мышления. Сохраняется возможность обучения в школе со здоровыми детьми, но в процессе занятий будут возникать сложности, ребенок может отставать. Особенно плохо олигофрены понимают математику, физику.

Такие больные часто перенимают чужие суждения, собственные вырабатывают с трудом. Запоминая какие-либо фразы, в будущем используют их шаблонно. Могут учить окружающих той информации, которую усвоили. В незнакомых ситуациях ориентироваться им трудно, способность к импровизации развита слабо.

Из-за высокой внушаемости могут становиться жертвами преступлений. Нередко дебильных людей используют в своих махинациях преступники. Поскольку они не умеют самостоятельно оценивать обстановку, испытывают затруднения при оценке чужого поведения.

Характерно проявление примитивных форм влечения. Такие дети нередко ведут себя вульгарно, могут быть распущенными. Нередко рано начинают жить половой жизнью, если получают такую возможность. Чаще добродушны, приветливы, доброжелательны. Возможен и противоположный вариант: повышенная мстительность, агрессивность. Могут быть слишком малоподвижными или, наоборот, чрезмерно активными.

Имбецильность

Олигофрен такого вида обладает уровнем интеллекта 35-40 баллов. Есть способность к образованию представлений; образование понятий либо сильно затрудняется, либо совсем становится невозможным. Обобщение, абстрактное мышление у таких людей полностью отсутствуют. Они могут обучиться простым бытовым действиям, необходимым для самообслуживания, выполнять простую трудовую деятельность, подражая кому-либо. Могут работать, если в их обязанности будут входить только простые, повторяющиеся, монотонные действия.

Понимают простую речь, сами способны воспроизводить небольшое количество слов. При общении используют короткие фразы, состоящие чаще всего из 1-2 слов. Длинные предложения при разговоре не применяют.

Личные интересы таких людей отличаются примитивностью, часто их интересует лишь удовлетворение базовых потребностей. Они однако легко поддаются внушению, из-за чего нередко становятся жертвами преступных махинаций. Часто бывают чрезмерно прожорливы. Секс редко интересует больных с имбецильностью, если повышенное половое влечение наблюдается, характерно распущенное поведение, неспособность контролировать свои действия.

Самостоятельно жить такие люди не могут, им постоянно нужен надзор.

Идиотия

Самое тяжелое проявление. Социальная адаптация нарушена сильно. Диагностируют чаще у детей сразу после рождения или в первые несколько недель жизни. Уровень интеллекта не превышает 34 баллов. Движения неуклюжие, нецеленаправленные. Речь почти отсутствует. Эмоции проявляются слабо, наблюдаются лишь простые реакции. Больные мало активны физически, редко могут контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Нередко не могут отличить несъедобный предмет от пищи. Обучить возможно лишь самым простым навыкам.

Нередко нарушения в работе головного мозга сопровождаются неправильным развитием внутренних органов, расстройством их функций. При правильном уходе больные с идиотией иногда доживают до 30-40 лет, чаще однако погибают раньше. Без надзора жить не способны, обучаться могут лишь в специальных интернатах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector