Эмоциональная лабильность в психологии: симптомы и причины

Грань между нормой и патологией

Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

https://www.youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Типология по Леонгарду

Ученый выделил 10 акцентуированных типов:

Демонстративный. Это самоуверенный и тщеславный индивид, для которого наибольшую ценность представляет его собственная личность. Окружающие люди не вызывают интереса. Ради того, чтобы произвести впечатление, готов прибегать к лести, лжи и хвастовству.

Эмотивный. Слабая личность, которую отличает мягкосердечие и сострадание к окружающим. Из-за излишней боязливости и чувствительности индивид часто не рискует брать на себя ответственность, принимать решения, отказывать кому-то в просьбе. На первом месте для него эмоции и чувства.
Гипертимный. Гипертимный тип акцентуации свойственен людям, ориентированным на успех. Они стремятся к активной деятельности и достижению желаемых результатов. Отличаются оптимизмом, позитивным взглядом на жизнь, верой в удачу. Большое значение для таких людей имеют новые эмоции переживания, которые доставляют удовольствие.

Дистимический. Это полная противоположность предыдущему характеру. Дистимный тип акцентуации иначе называют гипотимным. Подобные люди всегда серьезны и изначально ориентированы на неудачу. Они часто находятся в подавленном состоянии. Начиная новое дело или попадая в незнакомые обстоятельства, испытывают беспокойство, опасения. Поведение отличается некоторой заторможенностью.

Лабильный. Свойственна крайняя изменчивость настроения. Человек молниеносно переключается с одного эмоционального переживания на другое. Лабильная психика отличается повышенной чувствительностью к знакам внимания. Индивид ориентирован на различные эталоны, потеря близости с которыми становится настоящим испытанием.

Тревожный. Наблюдается излишняя мнительность и обеспокоенность. Человек постоянно боится, что может произойти что-то плохое. В общении с окружающими он робок и стеснителен. Любая неудача переживается очень остро. В дальнейшем формируется страх совершить снова аналогичную ошибку.

Экзальтированный. Эмоции возводятся в культ. Такие личности испытывают настоящее ликование от рядовых позитивных событий или впадают в депрессию из-за мелких проблем. Любая эмоция у данного типа выражается намного ярче, чем у любого другого.Экзальтированный (или аффективно экзальтированный) тип характера часто свойственен представителям творческих профессий, которых отличает влюбчивость, общительность, впечатлительность. Все это проявляется в активной жестикуляции, богатой мимике, стремительных действиях и т.д.

Педантичный. Большое значение придается предварительному обдумыванию поступков и ситуаций. Излишняя нерешительность приводит к чрезмерно ответственному подходу к любым проблемам, как в личной, так и в профессиональной жизни. Любые изменения привычных обстоятельств являются источником стресса из-за повышенной ригидности мышления.

Застревающий. Индивиды с подобной особенностью психики могут надолго «застревать» в одном негативном эмоциональном состоянии. Особенно серьезное воздействие оказываются ситуации, при которых задеваются их личные чувства. Такие люди никогда не забывают нанесенные им обиды, поэтому часто вступают в конфликты.

Возбудимый. Главная черта — вспыльчивость. Человеку тяжело контролировать собственные мысли и поведение. Если он находится в состоянии возбуждения, то оказывается неспособен управлять собой

В поведении разумность уступает место инстинктивности: никакие рациональные доводы не берутся во внимание из-за желания выпустить эмоции или удовлетворить сиюминутную потребность.

Дополнительные два типа относятся к личностному уровню: экстравертированный (ориентированность на окружающую действительность, активное взаимодействие с ней), интровертированный (основное внимание уделяется своему внутреннему состоянию, а внешняя среда по мере возможности игнорируется)

Методики диагностики личности

Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу

При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности

Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.

Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».

По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.

https://youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4

Практические рекомендации

Для того чтобы установить положительный контакт необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • избегайте конфликтных ситуаций;
  • не прибегайте к агрессивным способам воздействия;
  • узнайте причину перемены настроения и переживаний;
  • всячески поощряйте, хвалите;
  • утешайте и максимально сопереживайте;
  • найдите интересное занятие, которое полностью увлечет человека;
  • не воспринимайте перемены настроения на свой счет (см. Как успокоиться правильно).

Заключение

Нестабильное поведение и частые смены настроения являются проявлением лабильности характера. Чаще причинами эмоциональных перемен выступают незначительные факторы. Для того чтобы наладить отношения с таким человеком необходимо максимально обезопасить его от внешних раздражителей, обеспечивая поддержку и понимание.

Внимание!

Определение

Согласно официальному определению, действующему сегодня, лабильность – это время, на протяжении которого происходит восстановление тканей после цикла возбуждения.

Например, самый высокий показатель лабильности зарегистрирован у аксонов (нервных клеток). За 1 с они могут создавать до 1000 импульсов. А вот синапсы (нервные окончания) передают на скелетные мышцы не более 150 возбуждений в 1 с.

Это означает, что они обладают пониженной лабильностью. Сама лабильность не является постоянной величиной, наоборот, она постоянно может изменяться. Это теория физиологии, которая принадлежит Н. Е. Введенскому и считается актуальной.

Также есть понятие лабильность психики, которая рассматривается психологией. Речь идет о неустойчивом настроении человека, эмоциональной перевозбудимости, неадекватной и слишком резкой реакции на те или иные события. И снова смысл этого понятия сводится к неустойчивости и изменчивости.

Многие специалисты утверждают, что понятие лабильности нужно рассматривать с точки зрения психологии и физиологии одновременно, так как подобные состояния обычно хорошо отражают друг друга. Комплексный подход к оценке лабильности позволяет лучше понять причины психологических и физиологических проблем, так как они тесно взаимосвязаны.

Например, человека неожиданно уволили с высокооплачиваемой работы, на которой он хорошо трудился много лет. Если у человека нет проблем с нервной системой и психикой, то он, конечно же, расстроится, постарается выяснить причины увольнения. После этого он приступит к поиску нового места трудоустройства. Он не станет скандалить, так как понимает, что это ни к чему не приведет.

Если у человека повышенная лабильность, то он может начать рыдать, разбрасывать предметы в кабинете начальника и всячески скандалить. Наряду с явной проблемой психического характера у него также будут отчетливо видны признаки расстройства вегетативной системы.

Можно легко заметить покраснение лица, испарину на лбу, тремор, учащенное дыхание. Все это является уже физиологическими признаками. То есть скорость возбуждения слишком высокая, а ответные импульсы не успевают поступать.

При пониженной лабильности человек просто заберет документы и уйдет. Он не будет испытывать никаких чувств по поводу увольнения, как будто ему все равно. Такие люди никогда не проявляют демонстрационных реакций. Такая же картина наблюдается и на физиологическом уровне.

Лабильность – это в психологии и физиологии то понятие, которое определяет нестабильность. Однако подобное не означает, что речь идет именно о негативном состоянии человека. Благодаря лабильности происходит адаптация к окружающей среде.

Если человек не проявляет вообще никаких признаков лабильности, то он не только не ведет себя возбужденно, когда зол, но и не может испытывать радость и счастье. Поэтому нормальным развитием личности считается то, когда у человека наблюдается лабильность. А вот излишняя степень повышенной или пониженной лабильности говорит о проблемах психического и физиологического типа.

Причины появления, симптомы и диагностика

Эмоции являются энергетикой действия. Именно эмоциональный фон дает силы человеку. Аффективная лабильность делает заметным ответ на любой раздражитель, сопровождающийся высшим пиком реакции и моментальным истощением до полного нуля. В таком состоянии человек не может ни думать, ни действовать, ему нужно длительное время, чтобы восстановиться. Это так называемая гипостеническая стадия астенического синдрома, когда преобладают острые реагирования.Потом, когда астенический синдром будет нарастать, энергетика полностью истощается, и человек уже ни на что не в состоянии сильно реагировать, чувствуя постоянную усталость. Диагностировать первые признаки заболевания и назначить лечение сможет опытный невропатолог или психиатр.

Определение термина в психологии

В психологии лабильность означает акцентуацию характера. При ярко выраженной форме подобного поведения можно говорить о патологии психики и необходимости лечения. Лабильный тип акцентуации характера был описан А. Е. Личко.

Настроение у таких людей (лабилов) отличается нестабильностью, они живут сердцем, эмоциональность проявляется в быстрой смене чувств. Чаще всего имеют позитивное настроение, но порой впадают в сильную депрессию. Иногда напоминают капризных детей – непредсказуемы, расстраиваются по мелочам, могут плакать и тут же смеяться. Нестабильность присуща не только в эмоциях, но и в поведении и поступках. Лабильные люди – личности яркие и активные, любят творчество, периоды высокого подъема сменяются затишьем. Природа наделила их очень щедро, они обладают огромным потенциалом восприятия окружающего мира, для них характерна гибкость мышления. Такие личности могут добиться успеха и славы, но переживают очень тяжелые спады деятельности и депрессию

В таком состоянии им не только необходима поддержка и доброе внимание, но и медикаментозное лечение

Женщины с лабильной психикой – прекрасные матери, они видят в каждом ребенке проявление таланта и помогают развитию. На принципы и моральные установки влияет воспитание. Лучше всего лабильные люди уживаются с эпилиптоидами. Последние помогают лабилам поддерживать порядок и накапливать деньги. Вместе они прекрасно способны защитить семью от посторонних вторжений и отстоять своё мнение.

Лабильные люди жизнерадостные, веселые, общительные. Они легко уживаются с любым психотипом, правильно находят точки соприкосновения и стиль коммуникации с каждым человеком. Понимая всех, часто остаются не воспринятыми остальными, постоянно могут искать настоящую любовь. Собственное существование может казаться серым и скучным, лишенным ярких красок, потому лабилы всегда находятся в поиске. Лучше всего способны проявить себя в творчестве – театре, живописи, архитектуре, хореографии, литературной деятельности.

Периоды развития

Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности , Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:

  1. Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами. В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.

    С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.

  2. Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате , все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.
  3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д. Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Малыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка , продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.
  5. Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения , бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.
  6. Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям. Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.

Известные истероиды

Как вы уже поняли из описания данного типа личности, многие из публичных персон являются яркими его представителями. Вот лишь некоторые из них:

  • эстрадный певец Филипп Киркоров;
  • стилист и шоумен Сергей Зверев;
  • политик Владимир Жириновский;
  • американская певица Леди Гага;
  • актёр Никита Джигурда;
  • политик и ведущая Ксения Собчак;
  • а также Тигра из американского «Вини-Пуха» и Карлсон.

Истероиды — вне всякого сомнения, яркие и необычные люди. Им нужно научиться находить золотую середину в общении с окружающими и не перегибать палку со своей эпатажностью. Только в этом случае они могут надеяться на искреннюю всеобщую любовь, которая сделает их счастливыми.

Вам также может быть интересно:

Определение термина в психологии

В психологии лабильность означает акцентуацию характера. При ярко выраженной форме подобного поведения можно говорить о патологии психики и необходимости лечения. Лабильный тип акцентуации характера был описан А. Е. Личко.

Настроение у таких людей (лабилов) отличается нестабильностью, они живут сердцем, эмоциональность проявляется в быстрой смене чувств. Чаще всего имеют позитивное настроение, но порой впадают в сильную депрессию. Иногда напоминают капризных детей – непредсказуемы, расстраиваются по мелочам, могут плакать и тут же смеяться.Нестабильность присуща не только в эмоциях, но и в поведении и поступках. Лабильные люди – личности яркие и активные, любят творчество, периоды высокого подъема сменяются затишьем. Природа наделила их очень щедро, они обладают огромным потенциалом восприятия окружающего мира, для них характерна гибкость мышления. Такие личности могут добиться успеха и славы, но переживают очень тяжелые спады деятельности и депрессию

В таком состоянии им не только необходима поддержка и доброе внимание, но и медикаментозное лечение

Женщины с лабильной психикой – прекрасные матери, они видят в каждом ребенке проявление таланта и помогают развитию. На принципы и моральные установки влияет воспитание. Лучше всего лабильные люди уживаются с эпилиптоидами. Последние помогают лабилам поддерживать порядок и накапливать деньги. Вместе они прекрасно способны защитить семью от посторонних вторжений и отстоять своё мнение.

Лабильные люди жизнерадостные, веселые, общительные. Они легко уживаются с любым психотипом, правильно находят точки соприкосновения и стиль коммуникации с каждым человеком. Понимая всех, часто остаются не воспринятыми остальными, постоянно могут искать настоящую любовь. Собственное существование может казаться серым и скучным, лишенным ярких красок, потому лабилы всегда находятся в поиске. Лучше всего способны проявить себя в творчестве – театре, живописи, архитектуре, хореографии, литературной деятельности.

Причины формирования

Как уже говорилось ранее, в основе эмотивного психотипа лежит слабая нервная система и это не метафора. Эта структура человека даже в норме формируется не сразу, а постепенно, на протяжении всего детства. В сочетании с генетическими факторами, особенностями характера родителей и других окружающих взрослых, появляется эмотивность, как уникальная акцентуация, которая остается с человеком на всю жизнь.

Чем больше переживаний перенес ребенок на протяжении всего своего короткого существования, в том числе утробного периода, тем выше вероятность возникновения излишней эмоциональности

С другой стороны, малыш – это губка, способная впитать в себя всю окружающую информацию, а значит недостатки слабой нервной системы можно скорректировать, если знать как это делать и обратить на эмотивность особое внимание

К сожалению, эмоциональной стороной развития заниматься не принято, если только поведение ребенка не выходит за рамки приемлемого в обществе. Если же это так, медики скорее потратят свои силы на лечебные мероприятия, чем постараются изменить поведение за счет тренировки.

Определение

Акцентуации (в переводе с латыни accentus –ударение) являются крайними проявлениями нормального состояния, которые характеризуются наличием в характере отдельных черт, которые гипертрофированы.

Акцентуация — достаточно распространенное явление. Акцентуации у подростков встречаются в 95% случаев, у взрослых — до 50%.

В основном всему виной врожденные качества темперамента. Если у человека темперамент холерика, то вероятно развитие возбудимого типа, если сангвиника — гипертимного. Большое значение могут оказывать хронические или психотравмирующие ситуации, возникшие в детском или подростковом возрасте. Например, буллинг со стороны одноклассников. Также влияние на развитие акцентуаций могут оказывать особенности воспитания.

С одной стороны черты характера, которые проявляются в усиленной мере, делают личность более устойчивой к определенным факторам, успешной в нужной ситуации. К примеру, талантливыми актерами являются люди, у которых преобладает истероидный тип, индивиды, легко находящие общий язык с разными категориями людей, имеют гипертимный тип. Также данное явление может осложнять жизнь человеку. Можно привести пример с людьми, имеющими гипотимный тип. У них возникают серьезные проблемы при необходимости завязать с кем-то знакомство. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии сложной ситуации усиленная черта может перерасти в психопатию, а это в свою очередь спровоцирует развитие невроза или подтолкнет на возникновение алкогольной, наркотической зависимости, совершение противоправного действия.

Акцентуации могут проявляться двумя формами:

  • явная – характерны специфические проявления;
  • скрытая — не проявляется, обнаруживается при наличии критических ситуаций, затрагивающих наиболее проявляемые черты характера.

Стоит учитывать вероятность перехода в патологическое состояние

Поэтому важно знать, что именно может на это указывать:

  • плохие условия окружающей среды, которая негативно воздействует на акцентуированную черту, например, для человека с конформным типом личности его неприятие коллективом;
  • продолжительное воздействие данного фактора;
  • влияние отрицательных факторов в уязвимые периоды жизни, в частности, в детском и подростковом возрасте.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому. Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

При импульсивном расстройстве

у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью. Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

Расстройство пограничного типа

характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector