Диспраксия

Классификация апраксии

В медицине существует множество видов данного патологического процесса. По степени прогрессирования различают такие формы, как:

  1. Ограниченная. При таком заболевании выявляются нарушения двигательного аппарата, проявляющиеся только на одной стороне лица или всего тела.
  2. Двухсторонняя. Здесь развивается двусторонняя патология коры головного мозга или повреждается лобный сегмент.
По теме

Тремор

Все об эссенциальном треморе

  • Наталия Сергеевна Першина
  • 26 марта 2020 г.

Клинические симптомы болезни обусловлены функционированием пораженного участка мозга.

Кроме этого, такая патология подразделяется на виды, которые зависят от нахождения очагов повреждения в мозговых структурах.

Идеаторная

Такая форма подразумевает нарушение выполнения поочередных действий. Но отдельно человек их совершает. Например, чтобы написать текст ручкой, нужно сначала снять с нее колпачок или открыть ее с помощью специального механизма, затем направить чернила к листку бумаги. Но человек начинает чиркать ручкой с другой стороны или не открыв ее.

Конструктивная

В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.

Кинетическая

При таком виде заболевания пациент в состоянии держать под контролем свои действия, но им утрачиваются автоматизированный двигательный опыт. Его двигательная активность уменьшается, становится хаотичной. Человек с такой формой патологии вынужден все время осознано следить за своими движениями, даже если он будет делать наизусть заученные действия.

Динамическая

Такая форма появляется на фоне поражения глубинных неспецифических мозговых структур. В этом случае трудно поддается усвоение и автоматизация не изученных двигательных программ. При попытке выполнения хорошо известных действий могут появляться сбои, но зачастую больной сам замечает их.

Моторная

Здесь пациент не в силах сделать какое-либо активное действие по просьбе специалиста. Человек осознает, что ему нужно выполнить, но не в силах это совершить, даже если ему показано это наглядно. Например, он не сможет завязать или развязать шнурки.

Различают афферентную и эфферентную моторную апраксию. При первой форме заболевший не в силах верно соотнести размеры предмета, который хочет использовать, кисть не может принять нужное положение для исполнения определенного действия.

Например, взять нож и порезать овощи. При второй форме больной затрудняется совершить несколько последовательных движений. Часто у людей с данной патологией нарушаются выраженные персеверации.

Кинестетическая (идеомоторная)

В этом случае у больного стираются из памяти соматотопические и пространственные представления, но не утрачивается планирование двигательной активности. У людей с такой формой болезни нарушается представление о двигательных процессах и совершения элементарных действий. Например, при попытке надеть кофту, человек не может верным образом просунуть руку в рукав.

Апраксия ходьбы

Здесь происходят изменения естественной походки, она становиться неуверенной, человек много запинается и падает. При данном виде заболевания не диагностируются сенсорные и моторные нарушения.

Оральная

Здесь нарушается речь, пациент не в силах воспроизводить какие-либо звуки. Он испытывает большие затруднения при исполнении артикуляционных движений при участии мускулатуры ротовой полости. Например, не сможет далеко высунуть язык или сделать губы трубочкой.

Синдром «чужой руки»

В этом случае одна или обе руки существуют сами по себе, то есть больной человек не может ими контролировать. Часто такой синдром сопровождается приступами эпилепсии. Например, одна рука может чесать волосы, а вторая взлохмачивать их. Также больная конечность может нанести себе вред, то есть окунуть пальцы в кипящую воду.

Проводниковая

У человека затруднено выполнение двигательных операций за врачом, хотя сохранена самостоятельная его деятельность. При такой форме больной способен выполнять простые действия врача.

Диссоциативная

Пациент с трудом выполняет телодвижения по просьбе врача, хотя умение выполнять и повторять множество действий осталось. При таком виде нарушается связь между двигательными участками головного мозга и сенсорными компонентами речи.

Апраксия речи

Характеризуется нарушением участия группы мышечных волокон в воспроизведении речи. Она становится невнятной и неразборчивой.

Каждый вид заболевания имеет свою специфику и причины возникновения. При диагностировании определенной формы назначается соответствующая терапия.

Сущность, причины и симптоматика проявления диспраксии

Определение 1 Диспраксия представляет собой сбои в работе двигательного аппарата организма, с нарушением координации движений при нормальном мышечном тонусе.

Такие нарушения связаны с изменением функционирования тактильных органов, что нарушает планирование движений. Нарушение может проявится в раннем возрасте и даже с рождения, при том, что это часто остается незаметным, из-за неуклюжести маленьких детей и не восприятии нарушения движений как серьезной проблемы.

Для обнаружения дефекта проводится логопедическое обследование, в результате которого специалистом – логопедом ставится диагноз, на основании выявления проблем с развитием и функционированием артикуляционного аппарата.

Диспраксия развивается из-за поражений определенных областей коры головного мозга. При этом нарушается деятельность речевого аппарата. Ребенку становится не только трудно ходить и совершать какие-либо действия, но и говорить, читать, писать оказывается затруднительно.

Диспраксия может возникнуть в следствие разнообразных причин. Причем заболевание может носить, как первичный, так и вторичный характер. Если заболевание имеет врожденную природу, то оно не связывается с дефектами неврологического характера. Вторичный характер диспраксии связан с получением различных травм мозга, нарушений в работе нервной системы, психическими нарушениями, даунизмом.

Замечание 1

Развитие заболевание связывается со слабым развитием нейронных связей, что приводит к невозможности передачи нервных импульсов к двигательному аппарату.

К основным причинам развития диспраксии относятся следующие:

  • Генетический фактор – наличие мутационных генов в организме;
  • Прямая наследственность – передача от родителей;
  • Патологии во время беременности – интоксикация организма, серьезный стресс матери, гипоксия плода, инфекционные заболевания, патологии матери;
  • Рождение намного раньше или намного позже положенного срока;
  • Травмирование головного мозга во время родов или в раннем возрасте.

Симптомами проявления диспраксии являются отклонения в нормальном развитии ребенка, поэтому важно следить и обращать внимание на любые мелочи. У новорожденных детей заболевание может выражать посредством нарушения естественных рефлекторных функций:

У новорожденных детей заболевание может выражать посредством нарушения естественных рефлекторных функций:

  • сосательный рефлекс,
  • фиксация взгляда,
  • невозможность схватить игрушки или иные предметы ладонью,
  • отклонения в координации движений.

Позднее, на этапе дошкольного развития у детей, страдающих диспраксией наблюдается обостренная двигательная активность, слабая концентрация внимания, невозможность находить баланс и держать равновесие, проблемы с приемом пищи. Движения детей становится очень неуклюжими, могут происходить постоянные падения и спотыкания «на ровном месте». Память и восприятие ребенка также нарушается. Возникают проблемы с ответами на простые вопросы известные ребенку. Обучение письменной речи и чтению становится проблематичным. Также могут возникать проблемы со сном и ориентацией в пространстве.

Диспраксия, даже если причиной ее развития является врожденная патология, может проявится гораздо позднее, лишь на школьном этапе развития. Этому могут способствовать стрессовые ситуации, переутомление, повышенная интеллектуальная нагрузка, негативная атмосфера в коллективе. При этом, заболевание делает практически невозможным учебный процесс: запоминать и воспроизводить учебный материал становится нереально, развиваются сопутствующие речевые патологии – дисграфия, дискалькулия.


Рисунок 1.

Естественно, что наличие патологии ведет к развитию психических нарушений. Дети находятся в постоянном раздражении, чувствуют тревогу и не заинтересованы в участии в учебном процессе.

Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ

Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих.
Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Диагностика

Клинические проявления заболевания довольно специфичны, поэтому правильный диагноз ставят во время первого посещения врача. Чтобы дифференцировать вид болезни, могут потребоваться дополнительные обследования.

Прежде всего клиницисту следует самостоятельно выполнить ряд мероприятий:

  • изучение истории болезни — для поиска провоцирующего фактора, обладающего патологической основой;
  • сбор и анализ анамнеза жизни;
  • тщательный неврологический осмотр;
  • оценка осуществления пациентом простейших движений, в том числе двигательной функции нижних и верхних конечностей, глаз и век;
  • детальный опрос — полученная информация даст возможность выяснить первое время возникновения и степень выраженности симптоматики, что нужно для представления врачом полной клинической картины.

Среди инструментальных процедур стоит выделить:

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ головного мозга.

Лабораторные исследования не обладают диагностической ценностью.

Чтобы окончательно поставить диагноз «кинетическая апраксия» (или любую другую форму болезни), могут потребоваться консультации таких специалистов:

  • нейропсихолог;
  • психолог;
  • офтальмолог;
  • логопед;
  • нейрохирург.

Апраксия: а — складывание из спичек фигур по образцу (слева — образец, справа —выполнение); б — нарисованные больным конус, цилиндр и пятиугольник.

Классификация Липмана

До сих пор не существует единой признанной классификации апраксических расстройств. Наиболее широко известно разделение двигательных нарушений, предложенное еще в начале прошлого века Липманом, немецким психологом. Он разделил апраксии на три группы:

  1. Идеаторная апраксия. Поражение мозговых структур в этом случае вызывает неспособность больного самостоятельно выполнить сложное движение, потому что он не знает, в какой последовательности необходимо действовать. Простые двигательные акты он совершает хорошо, но реализовать сложный замысел он не может. Если показать пример, больной способен повторить элементы сложного действия, однако, у него возникают проблемы, когда требуется эти элементы связать между собой.
  2. Моторная апраксия. Больной отчетливо понимает, какие действия он должен сделать, но не может их осуществить. То есть, двигательные центры не воспринимают замысел человека. Пациент осознает команды, которые ему дают, но не способен их выполнить, хотя в произвольном порядке все движения он выполняет верно и легко.
  3. Идеокинетическая апраксия. Человек не способен приложить усилия, чтобы выполнить простейшие жесты и движения. Все попытки совершить элементарное действие выглядят неловко, размыто и бесцельно. Патологическая инертность приводит к тому, что больной не может сам одеться, поесть, убрать постель и т.д., нередко имеют место речевые, письменные и другие двигательные персеверации.

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

При поражении этих частей мозга развивается оральная апраксия

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Апраксия — что это такое

Апраксия — это патологическое состояние, сопровождающееся нарушением способности к совершению целенаправленных последовательных движений, при условии сохранности необходимого для этого объема сенсорных и двигательных функций. Апраксия возникает на фоне очагового поражения коры головного мозга или/и подкорковых узлов.

Причинами развития апраксии могут быть опухоли головного мозга, ЧМТ (черепно-мозговая травма), инфекции, сопровождающиеся поражением мозговых оболочек и коры головного мозга, кровоизлияния в головной мозг.

Праксис — что это

Высшей нервной деятельностью человека называют совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих процесс усвоения информации, обучение новым видам деятельности, формирование целенаправленного поведения, мышления, сознания и психической деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека включает в себя мышление, речь, память, внимание, восприятие, эмоции и темперамент, волю, воображение, праксис. Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения

В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие)

Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения. В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие).

Праксис включает в себя:

  • обучение сложным двигательным актам;
  • совершение целенаправленных движений;
  • автоматизм совершаемых сложных и простых движений.

Регулирование праксиса происходит на уровне коры и подкорковых структур головного мозга. При поражении зон головного мозга, отвечающих за праксис, развивается апраксия.

В большинстве случае апраксия развивается на фоне поражений лобно-теменных областей коры головного мозга.

Лечение и профилактика апраксии

Лечебные мероприятия при описываемом отклонении в первый черед направлены на ликвидацию этиологического фактора. Сегодня, к сожалению, специальной терапевтической методики для эффективного избавления от этого недуга не существует. Среди наиболее результативных лечебных мероприятий, способствующих достижению стойкого положительного эффекта выделяют такие:

— назначение фармакопейных препаратов, нормализирующих кровоснабжение структур мозга, улучшающих доставку жизненно важных питательных веществ в мозг;

— постоянный контроль над давлением, проведение мероприятий для его нормализации; назначение антихолинэстеразных препаратов с целью увеличения эффективности нейропсихологического функционирования;

— реабилитация пораженных сегментов мозга и органов;

— хирургическое вмешательство (например, удаление опухоли).

К сожалению, лекарства, направленные на замедление прогрессирования симптоматики, являются практически не эффективными в отношении рассматриваемого недуга. Терапевтические мероприятия также зависят и от разновидности расстройства. Современные врачи отдают предпочтение разработке индивидуальных методик под каждого пациента. Такие методики могут включать: трудотерапию, физиотерапевтические мероприятия, логопедию, реабилитацию когнитивных процессов, устранение этиологического фактора.

Несколько десятилетий назад диагностические методы обнаружения апраксии были не разработаны. Собственно поэтому все диагностические методики сводились к просьбам воспроизвести определенные двигательные операции, выполнить элементарные действия и сложные задачи, такие как в чашке размешать сахар, развернуть конфету, продеть в игольное ушко нить, наполнить водой из графина стакан. Все обследование включало лишь выполнение задания на манипуляцию с определенным предметом.

Современные специалисты используют иную методику диагностирования данного расстройства, которая включает не только сложные и элементарные двигательные операции с предметами. Диагностика 21 века включает подражание манипуляциям врача-экзаменатора, воспроизведение приказных действий (встать, присесть), действия с частями и представляемыми предметами. В ходе диагностирования больному, например, предлагают продемонстрировать, как он кушает бульон, не имея ни ложки, ни глубокой тарелки под рукой.

Вышеприведенные методы и оценка мимики позволяют определить разновидность апраксии, но не помогают установить этиологические факторы, лежащие у истоков недуга, поэтому предоставить достаточные основания считать симптоматику порождением мозговой патологии они не могут. Таким образом, дабы наметить адекватный курс лечения, необходимо установить форму описываемого недуга, определить область нахождения патологического очага и определить причину, повлиявшую на формирование этого отклонения. Этим должны заниматься специалисты по неврологии и психиатрии.

Результативных профилактических мероприятий, устремленных на предупреждение формирование апраксии, сегодня тоже не существует. Но можно выделить несколько действенных рекомендаций, которые уменьшат риск развития описываемого недуга:

— отказ от потребления спиртосодержащих жидкостей в неограниченны объемах и курения;

— регулярные занятия спортом и ежевечерние променады;

— нормализация режима питания (кушать нужно часто, но незначительными порциями);

— сбалансирование питания (пища должна состоять большей частью из зелени, овощей и фруктов, потребления консервированной провизии, жареной, острой пищи должно быть незначительным);

— проведение регулярных медицинских осмотров;

— контроль над давлением.

Итак, апраксия это разновидность отклонения, характеризующаяся невозможностью воспроизведения человеком последовательности нужной ему двигательной операции. Поэтому нужно понимать, что индивиды с данным расстройством, довольно зависимы от помощи близких или другого окружения, так как самостоятельно выполнить некоторые необходимые повседневные действия они не могут.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виды апраксий по типам навыков и когнитивных расстройств

  • А. akinetica апраксия(психомоторная) акинетическая — представляет собой расстройство, которое обусловлено недостатком (двигательных навыков) побуждений к двигательной активности.
  • А. amnestica — апраксия амнестическая — расстройство, при котором нарушаются произвольные действия и сохраняются подражательные.  Утрата способности к выполнению последовательных действий по просьбе извне. Больной забывает, каким должно быть следующее действие после выполнения предыдущего.
  • А. ideatoria- идеаторная апраксия— расстройство, которое характеризуется как невозможность установить план последовательных действий, которые необходимы для выполнения сложных   движений.
  • А. ideokinetica- идеокинетическая апраксия— состояние обусловлено утратой способности целенаправленно выполнять простые действия, которые составляют сложный двигательный акт, при это случайное выполнение сохраняется.
  • а. kinaesthetica афферентная(кинестетическая)апраксия —состояние, обусловленное нарушением произвольных движений в на фоне   расстройства кинестетической афферентации, которое характеризуется поиском нужных движений. Встречается   при поражениях коры постцентральной извилины доминирующего полушария большого мозга. Больной не имеет возможности придать руке нужную форму, как по тактильному образцу, так и по зрительному. Происходит нарушение всех предметных действий, к примеру, не нет возможности показать, как гладить, расчесываешься. Феномен — рука-лопата.
  • А. constructiva-  апраксия конструктивная — апраксия, при которой невозможно   составить целый предмет из его частей.
  • апраксия одевания — нарушение, которое проявляется под видом затруднений в процессе одевания; наблюдается при поражения правого полушария, в частности   париетоокципитальной коры больших полушарий. Проблемы с самостоятельным одеванием и раздеванием, это происходит на фоне того, что больной путает стороны обуви, одежды, одевает задом на перед, путает стороны ботинок.   Вариант конструктивной апраксии
  • апраксия оральная — вид моторной апраксии лицевой мускулатуры, которая проявляется как расстройство сложных движений языка и губ, приводящие к нарушению речи. Под эти состоянием принято подразумевать утрату способности к осуществлению по заданию извне простых артикуляционных поз или действий, в которых принимает участие оральная мускулатура, к примеру:
  1. Сплевывание;
  2. Жевание;
  3. изобразить свист;
  4. Оттопырить языком щеку;

Вариант кинестической(афферентной)апраксии, приводящий к расстройству речи по типу кинестической моторной афазии:

  1. апраксия пространственная — вид апраксии, проявляющийся под видом нарушения ориентировки в пространстве, в частности по направлению «правое — левое». Вызывается нарушениями зрительно-пространственной афферентации движений. Больной не имеет возможности воспроизвести нужную позу, испытывает трудности при выполнении пространственно ориентированных движений, не взирая открыты у него глаза или закрыты.
  2. апраксия ходьбы —патологический процесс, характеризующийся нарушением ходьбы при отсутствии вестибулярных, двигательных и проприоцептивных расстройств и атаксии. Данный вид встречается при поражениях коры лобной доли большого мозга.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector