Корзина
474 отзыва
Четки, нарды, шахматы, сувениры, кожаные изделия ручной работы! С доставкой по всему МИРУ!
8
800
700-29-62
+7
922
514-33-87

Термины в шахматах

Термины в шахматах

Дано определение терминов, использующихся при игре в шахматы.

КУПИТЬ ШАХМАТЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ:  ШАХМАТЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ

 

Термины в шахматах

В шахматах существует набор терминов, характеризующих положение фигур, состояние игры, действия и т. д. Ниже представлен перечень наиболее часто применяемых.

  • Аванпост ― клетка шахматного поля, где пешка противника оказаться не сможет.
  • Блиц ― короткая по времени игра.
  • Блокада ― ведение части игры, в результате которой пешки и фигуры противника становятся ограниченны в движении.
  • Вертикаль ― ряд клеток на шахматной доске под одним буквенным индексом.
  • Вилка ― после такого хода под атаку попадают две или несколько фигур противника.
  • Гамбит ― начало партии, когда для скорейшего развития игрок жертвует пешки, иногда фигуры.
  • Гандикап ― состязание сильных и слабых игроков, когда последним дается преимущество в 1-2 хода.
  • Дальнобойные фигуры ― ферзь, слон, ладья.

 

Двух слонов преимущество ― положение в игре, когда у одной стороны 2 слона, а у другой 1 слон или конь, или 2 коня. Данное преимущество особо заметно в открытых позициях, когда дальнобойность слонов используется в полную силу.

  • Дебют ― начало партии, цель которой ― скорейшая мобилизация сил.
  • Демаркационная линия ― условная линия, проходящая между 4 и 5 горизонталями, делящая доску пополам.
  • Доминация ― подавляющее преимущество, проявляющееся в контроле всех ключевых полей.
  • Жертва ― неравный размен, в результате которого выигрывается преимущество, решающее или позиционное, и, как результат ― сведение партии к ничьей или объявление мата. Жертва бывает корректная, некорректная (блеф) и позиционная. Соответственно названиям определяется суть жертвы.
  • Закрытая игра ― партия с закрытым (фиксированным) центром, огороженным цепями из пешек.
  • Засада ― положение, когда дальнейшее движение дальнобойной фигуры перекрывается фигурой ― своей или противника.
  • Инициатива ― положение, при котором активная сторона способна навязать обороняющуюся тактику слабой, выбрать темп борьбы, осуществить подготовленную атаку.
  • Кингчесс ― разновидность игры в шахматы, когда партия начинается с пустой доски, а фигуры выставляются в ходе игры.
  • Комбинация ― совокупность фиксированных ходов с жертвой.
  • Контргамбит ― вариант дебюта, где применяется встречная жертва, с целью противодействия планам противника.
  • Контригра ― встречная игра против слабых сторон противника.
  • Кооперативный мат ― шахматная задача, где слабая сторона помогает сильной поставить мат.
  • Лавирование ― позиционные маневры, когда поддерживается напряжение и неопределенность, а стороны не могут определить намерения.
  • Ловушка ― прием борьбы, где противник опрометчиво соблазняется на «отравленные» пешку или ферзя, а в итоге получает мат.

 

  • Мат ― шах королю, избежать или укрыться от которого невозможно. Существует несколько разновидностей мата, которые определяются фиксированными комбинациями ходов или положением фигур.
  • Матовая сеть ― предматовое положение, когда возможные ходы для отступления закрыты собственными фигурами или находятся под контролем противника.
  • Матч ― соревнования двух игроков с четным количеством партий, до установления победителя. Счет ведется по очкам.
  • Миттельшпиль ― середина шахматной партии.
  • Ничья ― окончание партии, где нет победителя. Каждый игрок за ничью получает пол очка.
  • Нокаут-система ― система проведения соревнования, где пары определяются жеребьевкой, а каждая партия проходит на «выбывание» проигравшего.
  • Открытая игра ― партия с открытыми линиями, диагоналями, которая ведется тактическими средствами.
  • Открытая линия ― свободная от пешек вертикаль шахматного поля.
  • Пат ― положение игры, в которой нет шаха, и возможности для совершения хода тоже нет.
  • Пешка ― минимальная единица шахматной армии.
  • Позиция ― положение пешек и фигур на доске.
  • Поле ― клетка шахматной доски.
  • Превращение ― при достижении пешки последней горизонтали доски осуществляется замена ее на любую фигуру своего цвета.
  • Проходная пешка ― пешка, которая может свободно передвигаться до последней горизонтали.
  • Размен ― серия ходов, когда в итоге обе стороны теряют равноценный фигуры или пешки.
  • Рокировка ― ход в партии, когда король перемещается на королевский фланг (или ферзевой), а ладья закрывает его на поле, через которое король «перепрыгнул».
  • Связка ― положение фигур, когда одна не может переместиться с поля из-за дальнейшей уязвимости короля.
  • Табия ― изученная дебютная позиция, после которой игроки делают собственные ходы.
  • Угроза ― опасность со стороны противника.
  • Фаланга ― цепь из пешек.
  • Фианкетто ― вывод слона на большую диагональ, защищенную пешечным «домиком».
  • Фланг ― вертикальный край доски.
  • Форпост ― выведенная за демаркационную линию фигура, защищенная пешкой.
  • Форточка ― поле для отступления короля из позиции рокировки.
  • Цейтнот ― состояние, когда не хватает времени на обдумывание.
  • Цугцванг ― положение, когда нет полезных ходов.
  • Шах ― атака короля фигурой или пешкой противника. Он может быть двойным, когда атака короля идет со стороны двух фигур.
  • Эксцельсиор ― задача, при которой пешка стремится в ферзи.
  • Эндшпиль ― финальный этап партии.

КУПИТЬ ШАХМАТЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ:  ШАХМАТЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon